Венгер Диагностика Умственного Развития Дошкольников скачать

      Комментарии к записи Венгер Диагностика Умственного Развития Дошкольников скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Венгер Диагностика Умственного Развития Дошкольников скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Бланки».

Венгер Диагностика Умственного Развития Дошкольников скачать.rar
Закачек 1589
Средняя скорость 5227 Kb/s

Венгер Диагностика Умственного Развития Дошкольников скачать

  • Главная
  • Школа
  • Венгер л а диагностика умственного развития дошкольников

Бесплатная электронная библиотека

Венгер Леонид Абрамович (1925-1992) -выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.

Научная биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством А. В. Запорожца. Большую часть всех научных работ А. В. Венгер выполнил в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста.

Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969) , послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольни-ков», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние — под ред. Л. А. Венгера) .

В конце 60-х гг. под руководством Л. А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978) , явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л. А. Венгер занимался в последние годы жизни.

Леонид Абрамович был не только ученым-исследователем, но и создателем целой научной школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидатских.

Обладая редким талантом оратора и лектора, Л. А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников.

Книги Венгер Л. А.

Методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера (2) — Документ

На основе этого, Л. А. Венгер и его коллеги создали методику, позволяющую определить уровень интеллектуального развития для дошкольников.

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика «Перцептивное моделирование».

Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание: ребенку предлагается сложить фигуру, состоящих из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом) .

Диагностика степени овладения действием идентификации.

Цель: выявление степени овладения действием идентификации

Описание: методика представляет собой поиск ребенком цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов) . Ребенку предоставляется лист, на котором определенным образом расположены квадраты (5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков) . Психолог по очереди предъявляет квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.

Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.

Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления. Методика «Схематизация» (или «Лабиринты») .

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления

Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.

Пр.: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.

Диагностика степени сформированности действий логического мышления

Цель: выявление уровня развития логического мышления

Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Авторы отмечают, что полученная система показателей умственного развития представляет собой только его операционально-техническую характеристику.

1.2. Методика диагностики уровня интеллектуальной готовности к школе НИ. Гуткиной «Сапожки».

Кандидат психологических наук Н. И. Гуткина,исходя из теоретических положений Л. С. Выготского, Л. И. Божович и Д. Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе, разработала диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению, позволяющими определить, в том числе, уровень развития интеллектуальной сферы.

Цель: определение уровня развития операции обобщения, проследить применение им при решении задач введенного правила, которое ранее не встречалось.

Оборудование: Испытуемому предлагается таблица, содержащая предметную картинку (собака, человек, птица) с наличием или отсутствием одного признака – сапожек на ногах. Если есть сапожки – картинка обозначается цифрой «1», если нет – цифрой «0». Таблица из цветных картинок содержащит: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые «загадки», которые испытуемый должен разгадать путем кодирования.

Методика проведения и инструкции:: В рамках исследования готовности к школьному обучению — интеллектуального аспекта — в исследовании участвуют дети 6-7 лет. Задачи, используемые в методике, построены так, что при их решении необходимо осуществить эмпирическое обобщение (умении классифицировать предметы по существенным признакам или подводить под общее понятие) или теоретическое обобщение (обобщение на основе содержательной абстракции) . Задачи постепенно усложняются за счет введения в них объектов, к которым требуется осуществить то или иное обобщение.

Экспериментатор дает инструкцию и определяет правило: «Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой «О», а если в сапожках, то цифрой «1». Запомнил? Повтори, пожалуйста».

После повторения правила испытуемому предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы, как этап закрепления выученного правила. Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему так.

В случае ошибки, экспериментатор анализирует характер ошибок, просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы) , добивается стопроцентного результата.

На закрепляющем этапе определяется скорость обучаемости ребенка, т.е. показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач.

Вторая инструкция к «разгадыванию загадок» дается экспериментатором тогда, когда он уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили. «Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. «Отгадать загадку» — значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами «О» и «1». После первой загадки, даже если была допущена ошибка, предлагается решить следующую.

При проведении используется повторное возвращение к предыдущим загадкам. При «отгадывании», для уточнения характера обобщения, экспериментатор просит ребенка объяснить, почему обозначено именно так. При этом, на всех этапах работы, первые две строчки таблицы должны быть открыты.

Обработка: В ходе диагностики ведется протокол с фиксацией правильных ответов, ошибок и объяснений испытуемого и вопросы и замечания экспериментатора.

Данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей. Полученные результаты интерпретируются с точки зрения особенностей развития у ребенка процесса обобщения.

1.3. Методика исследования словесно-логического мышления. (по Й. Ерасеку) .

Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе предложена Й. Ерасеком.

Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.

Оборудование:бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.


Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

Венгер Леонид Абрамович (1925-1992) -выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.

Научная биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством А.В. Запорожца. Большую часть всех научных работ А.В. Венгер выполнил в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста.

Л.А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольни­ков», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние — под ред. Л. А. Венгера).

В конце 60-х гг. под руководством Л.А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л.А. Венгер занимался в последние годы жизни.

Леонид Абрамович был не только ученым-исследователем, но и создателем целой научной школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидатских.

Обладая редким талантом оратора и лектора, Л.А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников.

В последние годы у нас стало принято очень серьезно заботиться о раннем развитии детей.

Вот только забота эта подчас оборачивается своей противоположностью. В дошкольном возрасте важно развивать способности ребенка, а не снабжать его знаниями, которые он успеет приобрести позднее. Не запасом знаний, а умением их приобретать и использовать определяется успешность и школьного обучения, и всей последующей деятельности человека.

Книга Л.А. Венгера, одного из ведущих отечественных психологов, под руководством которого были разработаны программы дошкольного воспитания «Развитие» и «Одаренный ребенок», — это увлекательный рассказ о том, как развить детское мышление, сообразительность, память, внимание, воображение.

В монографии представлен ряд психолого-педагогических экспериментальных исследований, посвященных формированию у детей дошкольного возраста отдельных сенсорных способностей в области музыкальной и изобразительной деятельности (чувства ритма, оценки перспективных изменений величины и формы предметов и т.д.).

На основе полученного материала в ней обсуждаются некоторые теоретические вопросы проблемы способностей.

Предисловие 3
ГЛАВА I. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников 7
ГЛАВА II. Разработка и опытная проверка методов диагностики уровня умственного развития дошкольников 32
ГЛАВА III. Диагностика степени овладения действием идентификации 55
ГЛАВА IV. Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам 69
ГЛАВА V. Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера 85
ГЛАВА VI. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления 111
ГЛАВА VII-. Диагностика степени сформированности действий логического мышления 132
ГЛАВА VIII. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности 153
ГЛАВА IX. О некоторых результатах проверки валидности комплекса диагностических методик 167
Приложение 1. Инструкции к методикам обследования умственного развития детей 181
Приложение 2. Таблицы перевода первичных оценок в стандартные 234
Библиография 241

В настоящей книге излагаются ход и результаты исследований, посвященных разработке и проверке методов диагностики уровня умственного развития детей дошкольного возраста. Эти исследования выполнялись в течение 7 лет коллективом лаборатории психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а также некоторыми сотрудниками других научных учреждений, работавшими в тесном контакте с сотрудниками лаборатории.
Психологическая диагностика в нашей стране находится в периоде первоначального становления, периоде выработки исходных принципов и способов их реализации. Мы рассчитываем, что наша книга явится известным вкладом в решение проблем, стоящих в этой области перед советской психологической наукой. В связи с этим основную задачу книги мы видим в том, чтобы показать пути наших поисков, обсудить вопросы, возникающие в ходе этих поисков, и значение полученных результатов. В силу такой направленности книги мы стремимся отразить в ней сам процесс разработки, экспериментальной проверки и совершенствования диагностических методик, приводим промежуточные варианты, предлагавшиеся в ходе работы и затем отброшенные или видоизмененные, а также данные, полученные при выполнении детьми разных вариантов диагностических заданий.
Книга не является практическим руководством по диагностике умственного развития детей. Однако, поскольку в приложении помещены конечные результаты наших исследований — описания и образцы диагностических материалов, а также инструкции по проведению обследований, она может быть использована и в целях практической диагностики.

Необходимо, однако, учитывать, что диагностическое обследование требует абсолютно точного воспроизведения диагностических материалов и полного соблюдения инструкции. Достаточно квалифицированное его проведение может быть осуществлено только опытным педагогом под руководством специалиста-психолога. Повторное обследование одних и тех же детей может проводиться, если оно необходимо, не ранее, чем через месяц после предыдущего обследования.
Методики рассчитаны на работу ребенка с незнакомым ему взрослым в помещении воспитательного учреждения (детского сада, школы). Проверка и стандартизация методик проводилась в этих условиях, и любое их изменение может существенно исказить результаты. Поэтому обследовать ребенка родителям в семейных условиях не рекомендуется.

Нужно также учитывать, что методики стандартизированы на детях, посещающих московские детские сады. Поэтому оценка, полученная ребенком, воспитывающимся в других условиях, говорит лишь об отношении уровня его умственного развития к уровню развития его сверстников из детских садов Москвы и не имеет абсолютного значения. Результаты проводившихся нами обследований показали, что для детей, посещающих детские сады в других городах и в сельской местности, отклонения средних оценок от оценок, установленных для московских детей, сравнительно невелики, но очи могут существенно увеличиваться для детей из семьи, не посещающих детский сад.

Оценки приурочены к возрастным группам детского сада (второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе), что в общих чертах соответствует четвертому, пятому, шестому и седьмому году жизни, причем одна шкала оценок имеет в виду осенние месяцы, когда ребенок только поступил в соответствующую группу, а другая (основная) — летние месяцы, когда он ее заканчивает. Каждая шкала должна применяться в соответствующий период, независимо от того, каков в этот момент календарный возраст ребенка. Так, например, если ребенок не ходит в детский сад, а весной ему исполнилось 6 лет, подходящей для его обследования летом является шкала для старшей, а не для подготовительной к школе группы, так как, посещая детский сад, он в этот период заканчивал бы старшую группу.

Ни в коем случае не следует пытаться применять наши задачи (или задачи подобного типа) в качестве учебного материала, надеясь повысить таким путем уровень умственного развития ребенка: диагностические задачи рассчитаны на самостоятельное отыскивание ребенком путей их решения и только в этих условиях соответствуют умственным возможностям детей дошкольного возраста.
Диагностические методики направлены не на выявление умственных способностей ребенка, а на установление сдвигов в его умственном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. При этом результаты диагностического обследования дают лишь самую общую, предварительную картину уровня умственного развития, которая ни при каких обстоятельствах не может сама по себе послужить основанием для принятия тех или иных педагогических мер. Это лишь «термометр», позволяющий установить, соответствует ли развитие ребенка средней возрастной норме для детей, воспитывающихся в городских детских садах, или отклоняется от нее в ту или другую сторону. Однако точно так же, как повышенная температура не дает врачу возможности поставить диагноз, а лишь служит толчком для выявления причин и характера заболевания, несоответствие результатов диагностического обследования ребенка возрастной норме требует от педагога всестороннего изучения его индивидуальных особенностей, условий его жизни в семье и детском учреждении и лишь на этой основе определения путей подхода к ребенку и дальнейшей работы с ним. При этом следует иметь в виду, что симптомом серьезного неблагополучия в умственном развитии служит только очень значительное отклонение от возрастной нормы (оценка не выше 4 очков по стандартной шкале).

Организация широкого практического применения диагностических методик могла бы оказать существенную помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания и тем самым в дальнейшем совершенствовании системы дошкольного воспитания в нашей стране. Одной из важных областей применения диагностических методик могли бы явиться проверка подготовленности детей седьмого года жизни к школьному обучению. Такая проверка дала бы возможность заблаговременно выявить детей, которые в области умственного развития не достигли «школьной зрелости», и проводить с ними специальную работу, направленную на восполнение имеющихся пробелов. Однако все это требует создания в органах народного образования специальной психологической службы, способной обеспечить достаточно квалифицированное руководство работой по психологической диагностике.

В разработке, проверке и стандартизации методик кроме авторов данной книги принимали участие И. А. Домашенко, Е. Е. Кравцова, Г. И. Ольшанский, М. Л. Якубовская.

Авторы глав: I — Л. А. Венгер, II — Л. А. Венгер и В. В. Холмовская, III — Н. Б. Венгер, IV — О. М. Дьяченко, А. Ф. Говоркова и Т. В. Лаврентьева, V — В. В. Холмовская и Н. Б. Венгер, VI —- Р. И. Говорова и Т. В. Лаврентьева, VII — Н. Б. Венгер, VIII — Л. И. Деканская, IX — Л. А. Венгер.


Статьи по теме