Скачать Уроки Истории Думаем Спорим Размышляем

      Комментарии к записи Скачать Уроки Истории Думаем Спорим Размышляем отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Скачать Уроки Истории Думаем Спорим Размышляем. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Бланки».

Скачать Уроки Истории Думаем Спорим Размышляем.rar
Закачек 1654
Средняя скорость 6559 Kb/s

Скачать Уроки Истории Думаем Спорим Размышляем

Данная статья была представлена на первом всероссийском форуме учителей истории и обществознания, проходившем 14-15 марта в г.Екатеринбурге. В статье нет теоретических материалов или практических советов и рекомендаций, она является приглашением для дальнейшего разговора с коллегами. Что для Вас современный урок истории? Каково ваше видение урока в свете ФГОС? Что важнее для гуманитариев «знаниеевая» или «деятельностная» составляющая урока? Приглашаю к дальнейшему обсуждению.

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ницинская СОШ», с. Ницинское

Современный урок истории (размышления учителя-практика)

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра.

Мой педагогический стаж — 29 лет, большую часть этого времени я строила свою деятельность с опорой на традиционную школу, используя формы и методы традиционного урока.

Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя — практики. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять? И как не вспомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем ».

Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать нового, нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых является применение новых педагогических технологий. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Сегодня, опираясь на ФГОС, как никогда осознается необходимость повысить внимание к формированию личности, дать ей возможность свободного творческого развития.

Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

Я задумалась, каким же должен быть сегодня урок?

На мой взгляд, современный урок — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свой урок.

  1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

  1. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности и закладывающий основу для будущего.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Урок – это целостная система, в которой «всё должно быть прекрасно», если перефразировать слова А.П.Чехова.

Начиная подготовку к уроку, тщательно продумываю все его компоненты: проблемный заголовок урока, целевую установку, структуру, комплексы источников и последний этап, резюмирующий ответы учащихся на ключевой вопрос темы занятия, их эмоции и настроения. Это компоненты, которые обеспечивают уроку единство формы и содержания. Все эти требования объединяет понятие «архитектоника учебного занятия» [1;131] .

Например, внеклассное занятие по теме «Афганская война: память общества или забвение?», которое было проведено к 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Сюжет присутствует в Обязательном минимуме ФК ГОС по истории, но данный факт не является темой обязательного учебного занятия (урока), а во внеклассной работе возвышается до масштабов общечеловеческой трагедии, связывается с проблемой сохранения исторической памяти как условия сохранения и развития общества: «Если иссякает память, трагедии повторяются». Образовательно-воспитательный компонент целевой установки: опираясь на документы и воспоминания односельчан-участников афганских событий, способствовать получению учащимися достоверной и полной информации о событиях в Афганистане 1979-1989 гг. Взятое на себя обязательство выполняю с помощью документально-методических комплексов, специально подготовленных к этому занятию на принципах видового разнообразия исторических документов и многоперспективности, а также воспоминаний непосредственных участников событий – односельчан-интернационалистов. Участники встречи (учащиеся 7-11 класса), объединившись в группы, работали с пакетами документов (официальные документы советского командования, фотодокументы, свидетельства очевидцев, статистические материалы, современные российские и зарубежные источники, стихи и песни «афганцев»), анализировали записи воспоминаний и интервью земляков – участников афганской войны. Использовалась масса разноречивых и спорных материалов в соответствии с развивающим компонентом целевой установки: развивать умения работы с документами разных типов, продолжить формирование умений оценивать исторические факты, различать факт, мнение, оценку и интерпретацию. Во время презентации результатов исследования звучали слова и выражения: «не исключено, что. », «мы не можем определить насколько полно…», «вполне вероятно, что составители отчёта…», «поэтические строки тем обладают высокой силой эмоционального воздействия…», которые характерны для креативных мыслительных операций.

Для чего в конечном итоге это нужно? Современные школьники живут в открытом информационном обществе и имеют полное право на получение истинного представления о событиях прошлого своей Родины. Это нужно, чтобы ответить на ключевые вопросы нашей встречи: «Где, как и кто хранит память об этой войне?», «Зачем нужно хранить память об этих страшных событиях?». Для того, чтобы каждый участник встречи осознал и по своему продолжил слова учителя, произнесённые в начале занятия: «Афганистан – ты боль моей души !».

Современно ли это внеклассное занятие в условия действия ФГОС? Уверена, что да. В основе его концепции и содержания — базовые национальные ценности, обуславливающие духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию личности школьников [4;11] . Занятие основано на исследовательской деятельности с разнообразными историческими источниками, что способствовало формированию универсальных учебных действий и предметных умений. А критический и аксиологический характер вопросов подвёл учащихся к размышлениям и выводам, важным для «формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире» [4;24] .

Современный урок по ФГОС – это

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя.
  • Целеполагание и мотивация учения.
  • Системно-деятельностный подход.
  • Современные средства обучения.
  • Выбор оптимальных средств обучения.
  • Создание условий для саморазвития.
  • Анализ каждого учебного занятия.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей; современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; не сформированы произвольность поведения и мотивационной сферы, разных типов мышления; ограниченность общения со сверстниками. Современный урок истории или внеурочное занятие по моему глубоком убеждению призваны способствовать решению этих проблем и опираться на четыре «столпа образования». Они были сформулированы Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века во главе с бывшим Председателем Европейской комиссии Жаком Делором. В докладе комиссии « Образование: скрытое сокровище» представлена концепция образования в течение всей жизни. Определены четыре «столпа образования»: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать [3; 2] .

Современный урок начинается с учителя . Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится. Каким должен быть современный учитель? Современный учитель, без сомнения, должен знать и любить свой предмет, прививать интерес к нему у школьников. Очень важно, чтобы он был мобильным и гибким, умел приспосабливаться к постоянно растущему потоку информации и новым технологиям, обладал способностью к самообразованию и саморазвитию. Но современный педагог должен быть не только источником знаний, но и другом для своих учеников, чтобы каждый из них мог получить от него необходимый совет и поддержку. Он должен хорошо ориентироваться в реалиях современной жизни, чтобы помочь своим воспитанникам сформировать крепкую жизненную позицию [2; 1] .

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса — учитель и ученик. Каким будет его урок — решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования

В качестве выводов:

  • Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  • Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка.
  • Современный урок – это четыре «У» (удивление, удовольствие, усилия, успех)!
  1. Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
  2. Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ. http://club.mon.gov.ru/discussions/7
  3. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада

Международной комиссии по образованию для XXI века.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М., Просвещение, 2009.


Статьи по теме