Система Коррекционного Воздействия при Моторной Алалии скачать

      Комментарии к записи Система Коррекционного Воздействия при Моторной Алалии скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Система Коррекционного Воздействия при Моторной Алалии скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Программы».

Система Коррекционного Воздействия при Моторной Алалии скачать.rar
Закачек 1898
Средняя скорость 3482 Kb/s

Система Коррекционного Воздействия при Моторной Алалии скачать

Система коррекционной работы при моторной алалии

Предварительный просмотр:

Хотя речевая работа с детьми – алаликами дифференцируется в зависимости от формы алалии, тем не менее, мы выделяем следующие основные принципы построения этой работы:

— принцип систематической работы над воспитанием речевых навыков путем воспитания языковых стереотипов;

— при формировании языковых систем учитываются этапы нормального формирования этих систем;

— работа над формированием языковых систем у алаликов строится с учетом того, какой из двух наиболее важных для речи анализаторов наиболее пострадал,- речедвигательный или слуховой;

— дети никогда не говорили, поэтому при всех формах алалии нужна работа над воспитанием языковых систем.
Комплексный подход при алалии направлен на становление всех функций и является длительным и трудоемким процессом. Как результат коррекции мы отслеживаем: формирование речи, улучшение познавательной деятельности, развитие интеллекта, развитие моторики, формирование элементарных математических представлений, формирование эмоционально-волевой сферы.

Коррекционная работа направлена в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности. Общую цель мы видим в создании у ребенка такой речевой базы, которая позволит речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в систему. Также ведется работа над личностью в целом.

Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий многочисленные направления и разнообразные ее виды: коррекционные, воспитательные, обучающие, развивающие. Эта работа включает в себя, особенно на начальном этапе, формирование речи, эмоционально-волевой сферы, ЭМП, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещенных с речью, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, активизация познавательных процессов и др.

Однако на практике так не всегда получается, дети быстро устают, особенно младшая подгруппа, не воспринимая большой объем информации В старшей же подгруппе можно проводить работу параллельно,

В комплексной коррекции принимают участие все педагоги группы и ДОУ:

1. Инструктор ЛФК проводит занятие по КОЗ (коррекционные оздоровительные занятия), которые подбираются под ребенка,
2. Логопед — логопедические занятия, л огопедический массаж с артикуляционной гимнастикой.

3. Дефектолог — индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции всех психических процессов

4. Воспитатель — развивает мелкую моторику, проводит комплексную кинезиологическую программу

5. Музыкальный руководитель – проводит рецептивную и активную музыкотерапию
Очень важен комплексный подход к коррекции и реабилитации ребенка – алалика, т.е. помимо педагогического, необходимо также и медицинское воздействие.

Мы применяем различные методики и приемы для активизации речи детей. Была выработана система коррекционной работы по преодолению алалии.

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:

предложение из слов корней;

первые формы слов;

наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.

Формирование мотивационной основы речевой деятельности

Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка

Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)

Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению

Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)

Совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где. »)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);

Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;

Понятие о форме;

Совершенствование памяти (чего не стало);

Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена);

Активизация речевого подражания начинается с подражания действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать потешки, пальчиковую гимнастику , двигательно-речевые миниатюры .

Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.

Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.

Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.

Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми .

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:

-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.

это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.;

подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;

подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.,

и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Уточнение произнесения гласных звуков

Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.

Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.

Рассматриваем с ребёнком картинку или берём в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.

Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берём в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.

Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.

Пение слияний гласных звуков

Рассматриваем с ребёнком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.

Рассматриваем с ребёнком картинку: малыш плачет: « Как плачет малыш? Уа! Уа!

Рассматриваем с ребёнком картинку: ослик кричит, говорим: « Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!

1.Мячик упал в воду:
— Ах! Ах! Ах!

2.Ваза разбилась:
— Ох! Ох! Ох!

3. Девочка качается на качелях:
Ух! Ух! Ух!

4.Саша рубит дрова:
Эх! Эх! Эх!

Произношение согласных звуков

Игра «Чайник Пых»

Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».

Игра «Накачаем колесо»

Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.

Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».

Игра «Угадай, что это»

Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Пилим, пилим»

Показываем ребёнку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.

Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.

Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: « З-з-з», затем к уху ребёнка: « Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.

Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.

Игра «Чья это песенка»

Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Греем руки»

Показываем ребёнку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.

Показываем ребёнку игрушечного ёжика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».

Подражание голосам животных и птиц

Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.

После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.

Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».

Подражание бытовым шумам

Часы тикают – ТИК — ТАК

Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Тема: «Коррекция моторной алалии методом графомоторной стимуляции»

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.

Хочется отметить , что алалия – комплексная проблема (медико- психолого-педагогическая). И ее нельзя рассматривать просто, как задержку развития речи. Проводя коррекционную работу с детьми, мы убедились в том, что речь, возникшая с опозданием, и в дальнейшем развивается своеобразным путем. Анализируя результаты работы, мы можем говорить о том, что только применение комплекса приемов и методик на разных этапах работы позволяет добиться положительных результатов в коррекции алалии.

Даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи тормозит формирование интеллекта, меняет характер. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем более положительный прогноз можно дать в преодолении алалии.

Проблема преодоления моторной алалии стала широко исследоваться в послевоенные годы прошлого столетия, т.е. относительно недавно. Само понятие «алалия», неоднократно подвергалось переосмыслению и трансформации. Спор между учеными до сих пор продолжается, по вопросам терминологии, методики коррекционного воздействия, а так же по классификации при алалии.

Алалия является сложным органическим нарушением, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит к недоразвитию речи, а не к ее распаду.

Коррекция моторной алалии методомграфомоторной стимуляции

Отмечая ограниченность моторных возможностей детей с алалией, мы используем в коррекционной работе методику графомоторной стимуляции речи при моторной алалии (автор Башинская Т.В., Пятница Т.В.), в основе которой лежит максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи (голосовой реакцией). Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком».

Имея достаточный объем игровых или бытовых движений, наши дети затрудняются в 2-3 кратном повторении одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений им и вовсе недоступен. Особенно большие трудности вызывает воспроизведение звука или фразы в момент движения. Звук произносится чуть раньше или чуть позже действия, но не в момент.

Методика графомоторной стимуляции речи позволяет нам координировать речь с движением, развивать чувство ритма, формируя речь на основе специальных игровых упражнений. Методика содержит пять последовательных концентров, содержащих игровые упражнения, пальчиковые игры, ритмодекламации, подвижные речевые игры, графические упражнения. Игровые упражнения используются педагогами в разных видах деятельности.

Работа строится последовательно и подразделяется на три этапа.

1 этап – звук, слог, слово. На первом этапе воспитывается речевая активность у детей, формируется пассивный и активный словарь, доступный пониманию и воспроизведению. Также ведется работа над простейшим диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. При работе над звуком, слогом, словом формируется способность выражать свои мысли, а не исправляется звукопроизношение.

2 этап – фраза. На втором этапе формируем фразовую речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведем работу над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируем высказывания как основные единицы речевого действия.

3 этап — связная речь. На третьем этапе формируем связную речь, коммуникативные умения, автоматизируем грамматические структуры.

Важно отметить, что наиболее эффективными являются упражнения по координации речи с движениями крупных суставов руки – плечевого и локтевого, которые легко совмещаются с непроизвольным резким выдохом с голосовой реакцией. А это способствует включению в работу механизма управления речью. Постепенно голосовая реакция в момент движения (броска) преобразуется в слоги и простые слова. Одновременно и усложняются движения руки, переходя к мелкой моторике пальцев рук. Так же мы используем графические упражнения на вертикально расположенной поверхности (доске, прикрепленном к стене листе ватмана или обратной стороне обоев).

Концентр «Звук» — первый этап коррекционной работы — основной, очень важный период работы. Здесь мы вырабатываем умение производить действие в момент голосовой реакции и произносить звук в момент действия. При переходе к работе над «Слогом», используя умение произносить звук в момент действия, начинает формироваться слоговая структура слова путем повтора одинаковых звуков и движений. При работе над «Словом» мы знакомим детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, используем разнообразный речевой материал.

На втором этапе в работе над «Фразой» воспитываем у ребенка потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи.

Формирование «Связной речи» помогает закреплению полученных ранее навыков, развитию понимания речи, грамматического строя языка. На этом этапе помогаем детям овладевать слоговой структурой сложных слов, осознавать предлоги как значимые речевые единицы и заучивать стихи на двигательно-ритмической основе. На этом этапе обучаем составлению рассказа по серии сюжетных картин с учетом особенностей развития речи каждого ребенка.


Статьи по теме