Основы Учебно Исследовательской Деятельности Студентов Бережнова скачать

      Комментарии к записи Основы Учебно Исследовательской Деятельности Студентов Бережнова скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Основы Учебно Исследовательской Деятельности Студентов Бережнова скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Бланки».

Основы Учебно Исследовательской Деятельности Студентов Бережнова скачать.rar
Закачек 2796
Средняя скорость 7033 Kb/s

Основы Учебно Исследовательской Деятельности Студентов Бережнова скачать

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования, обучающихся

по специальностям педагогического профиля

2-е издание, стереотипное

УДК 37.01(075.32) ББК 74.00я723 Б484

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики МГОПУ

им. М.А.Шолохова, профессор А.Д. Солдатенков;

кандидат педагогических наук, зам. директора по научной работе

Московского педагогического колледжа № 12 Л. И. Осечкина

Б484 Основы учебно-исследовательской деятельности студен­тов : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с. ISBN 5-7695-2919-9

Учебник подготовлен в соответствии с ныне действующим стандар­том педагогического образования. Авторы вводят студентов в мир науки, знакомят с основами научного подхода к педагогическим явлениям. В книге изложены методологические характеристики исследовательской деятель­ности, ее логика, методы. Значительная часть издания посвящена умени­ям самостоятельного учебного труда студентов: выбирать нужный инфор­мационный источник, составлять планы, тезисы, конспекты, рефераты, рецензии. Специальная глава содержит конкретные рекомендации к вы­полнению курсовых и дипломных работ.

Для студентов педагогических колледжей, а также для преподавателей средних и высших учебных заведений.

УДК 37.01(075.32) ББК 74.00я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещено

© Бережнова Е.В., Краевский В.В., 2005 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 ISBN 5-7695-2919-9 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Современный педагогический процесс — явление многогран­ное, отражающее сложности и противоречия общественной жиз­ни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее подда­ются решению привычными способами. Опыта и знаний недоста­точно, и становится необходимым обращение к научно-педагоги­ческим знаниям.

Педагогическое учебное заведение готовит студентов прежде всего к практической работе. Но успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных пози­ций. Сегодня эта истина актуальна как никогда. Если учитель не хочет сбиться с курса в океане различных нововведений, техно­логий, учебников и других материалов, который разливается все шире, грозя затопить тех, кто не успел обзавестись современны­ми «спасательными средствами», ему не обойтись без науки. Уме­ние осмысливать свою работу с научных позиций является важ­ной составляющей методологической культуры педагога.

Кроме этого, методологическая культура учителя предпола­гает знакомство с логикой и методами педагогического исследо­вания, овладение основными исследовательскими подходами и умениями. В стенах педагогических учебных заведений студенты делают лишь первые шаги в этом направлении, и именно поэто­му они нуждаются в пособии, где излагались бы основные ори­ентиры для исследовательской работы. В том чтобы предоставить в их распоряжение такие ориентиры, состояла задача авторов этой книги.

Учебник поможет в приобщении студентов педагогических кол­леджей к исследовательской деятельности путем формирования у них элементов методологической культуры, в том числе первона­чальных исследовательских умений. Авторы учитывают, с одной стороны, необходимость основательного владения такими умени­ями, с другой — ограниченность познаний учащихся в области педагогики и, особенно, методологии науки, а также небольшой объем времени, отведенного на преподавание этого раздела курса. Понятно, что задача подготовки к учебно-исследовательской де­ятельности в любом случае будет осуществлена лишь в той мере, в какой это возможно в данном типе учебных заведений.

Исследование рассматривается в контексте всех других видов деятельности, которыми должны овладеть студенты педагогичес­кого колледжа в процессе обучения. Например, невозможно зани­маться научной работой, не умея правильно отбирать источники информации, которой пополняется запас знаний, необходимых исследователю. Необходимо также уметь аннотировать содержа­ние изученного материала статей и книг, составлять рефераты, пользоваться реферативными журналами и т.д.

Авторы стремились дать в доступной для студентов форме пред­ставление о той сфере деятельности, которой они будут зани­маться, — о научном познании, о методологии и методике пе­дагогического исследования, его специфике, о главных методо­логических характеристиках исследования, т.е. о том, что пре­дусмотрено стандартом ОПД.05. Он был главным практическим ориентиром в написании этой книги.

В первой главе дается определение науки как сферы чело­веческой деятельности, в которой происходит выработка и теоре­тическая систематизация объективных знаний о действительно­сти. Рассматриваются различные формы отражения действитель­ности в общественном сознании: отражение ее в обыденном (сти­хийно-эмпирическом) и в научном познании, а также в художе­ственно-публицистических произведениях. Исследование характе­ризуется как особая форма процесса познания, такое системати­ческое и целенаправленное изучение объектов, в котором исполь­зуются средства и методы науки и которое завершается формиро­ванием знаний об изучаемых объектах.

Вторая глава посвящена взаимосвязи педагогической на­уки и практики. Без четкого и однозначного представления об этой взаимосвязи, о единстве и различии двух видов деятельности в области образования — научной и практической — невозможно заниматься исследованием в этой области на любом, хотя бы и первоначальном, уровне. Здесь идет речь о системе, в которой объединяются эти виды деятельности, и о месте, которое занима­ют в ней учитель и исследователь.

Третья глава — методологическая. В ней изложено глав­ное, что нужно знать любому, кто хочет заниматься исследовани­ем. Дается общая характеристика методологии науки, ее уровней. Методология педагогики представлена как система знаний и сис­тема деятельности. Рассматриваются методологические характери­стики педагогического исследования, по которым ученый может сверять и оценивать свою работу. Уделяется большое внимание методологической культуре педагога, логике педагогического ис­следования и методам научного познания в этой области.

Эти разделы книги вводят читателя в мир науки и служат кон­цептуальной основой его учебно-исследовательской деятельности. Конкретные ориентиры для нее даются в двух последующих главах.

Четвертая глава раскрывает содержание понятия «само­образование», знакомит студентов с элементами самостоятель­ной учебной деятельности. Значительная часть этого раздела кни­ги посвящена умению работать с литературой — с имеющими отношение к избранной теме книгами и статьями. Студенты учат­ся выбирать нужный информационный источник, определять не­обходимость обращения к нему, а также фиксировать прочитан­ное. Среди способов фиксации — составление плана, тезисов, конспекта, рецензии и реферата как одна из начальных форм ис­следовательской работы.

Овладение этими умениями позволит студентам подняться на более высокий уровень и приступить к выполнению курсовых и дипломных работ, включающих элементы настоящей исследова­тельской деятельности. Эти виды учебно-исследовательской дея­тельности предусмотрены планами педагогических колледжей и обязательны для всех студентов. В связи с этим возникает необхо­димость углубленной подготовки студентов к проведению конк­ретных педагогических исследований на этом уровне.

Пятая глава учебника знакомит будущего учителя, кото­рый, возможно, станет педагогом-исследователем, с требования­ми к структуре курсовой и дипломной работы, с вариантами вы­бора темы, с порядком ее обоснования, способами выделения ключевых понятий, организацией опытной работы и изложением ее результатов. Показаны различия между курсовой и дипломной работами по содержательным и формальным признакам, порядок защиты дипломной работы. Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает умение не только пользоваться научными зна­ниями, но и в определенной степени их производить. Такое уме­ние составляет содержание методологической культуры.

Один из возможных способов использования материала этой книги — следующий. Сообщается теоретический материал. Затем используются задания, содержащиеся в учебнике. Студенты само­стоятельно выполняют практические задания. По мере овладения теми или иными элементами самостоятельной работы студенты все меньше прибегают к помощи преподавателя, который высту­пает теперь в роли консультанта.

Первая, вторая и третья главы написаны В. В. Краевским, чет­вертая и пятая — Е.В.Бережновой.

Авторы надеются, что их труд будет полезен в подготовке пе­дагогов, объединяющих в мышлении и действиях две единые, но и различные сферы деятельности в области педагогики — науч­ную и практическую.


Статьи по теме