Микляева Румянцева Школьная Тревожность скачать

      Комментарии к записи Микляева Румянцева Школьная Тревожность скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Микляева Румянцева Школьная Тревожность скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Программы».

Микляева Румянцева Школьная Тревожность скачать.rar
Закачек 935
Средняя скорость 9742 Kb/s

Микляева Румянцева Школьная Тревожность скачать

Микляева А. В., Румянцева П. В. — Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция

М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор­рекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. ISBN 5-9268-0300-4

В книге подробно описаны причины и феноменология школьной тре­вожности, методики для диагностики тревожности (как известные, так и авторские), приведены подробные программы работы с учащимися, педа­гогами и родителями в контексте проблемы школьной тревожности. Книга будет полезной для психологов, педагогов, родителей.

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК «МИШЕНЬ» РАБОТЫ ПСИХОЛОГА . 12

Общепсихологические представления о тревоге и тревожности 12

Тревога и тревожность у детей. 23

Психологическая специфика школьной тревожности. 26

Причины школьной тревожности. 26

Динамика школьной тревожности. 34

Проявление школьной тревожности

в поведении учащихся. 37

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ. 49

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ . 52

Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся. 54

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся . 58

Проективная методика для диагностики школьной тревожности. 61

Опросник школьной тревожности Филлипса . 64

Шкала тревожности. 69

Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности. 74

Метод незаконченных предложений. 87

Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева . 89

Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса. 92

Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю………………………………………………….93

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ . 95

Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности. 96

Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов104

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса……………………………………………………………112

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы. 112

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил. 114

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей. 115

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности. 116

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности. 116

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций. 117

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения. 118

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..119

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы. 120

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников. 120

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликт­ном общении. 121

Занятие 12. Подведение итогов. 122

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1). 122

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы. 122

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил. 124

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей. 125

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности. 126

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности. 127

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки. 128

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения. 129

Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..130

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы. 130

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников. 131

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении. 132

Занятие 12. Подведение итогов. 132

Программа занятий по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 2)………133

Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников. 133

Занятие 2. Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью. 135

Занятие 3. Школьные страхи. 136

Занятие 4. Школьные страхи. 138

Занятие 5. Школьные страхи. 139

Занятие 6. Агрессивность. 140

Занятие 7. Агрессивность. 141

Занятие 8. Принятие себя. 142

Занятие 9. Принятие себя. 144

Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта. 145

Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса. 146

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы. 146

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил. 148

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей. 149

Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности. 150

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности. 151

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций. 152

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения. 153

Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоциональ­ного самоконтроля. 154

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы. 154

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников. 155

Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении. 156

Занятие 12. Подведение итогов. 156

Эффективность предлагаемых программ по работе со школьной тревожностью. 157

ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ. 163

Циклы психопрофилактических классных часов. 164

«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников). 165

Занятие 1. Кто такой школьник. 165

Занятие 2. Школьный распорядок. 166

Занятие 3. Школьные правила. 167

Занятие 4. Предметы и учителя. 168

Занятие 5. Наш класс. 169

Занятие 6. Наша школа. 170

«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников). 171

Занятие 1. Пятый класс: что нового. 171

Занятие 2. Правила школьной жизни. 172

Занятие 3. Наш класс. 173

Занятие 4. Наши учителя. 174

Занятие 5. Школьные предметы. 175

Занятие 6. Психологическая аптечка. 176

«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)……………………………………………………………..177

Занятие 1. Что такое экзамен. 177

Занятие 2. Как отвечать на экзамене. 177

Занятие 3. Экзаменационные оценки. 178

Занятие 4. Экзамен и здоровье. 179

Занятие 5. Как готовиться к экзамену. 180

Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов). 181

Занятие 1. Знакомство. 181,

Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы. 182

Занятие 3. Цели обучения в старшей школе. 182

Занятие 4. Мое время. 184

Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника. 185

План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов. 186

Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности. 187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов…………………………………………………………………………………… 187

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов. 190

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и

одиннадцатых классов. 195

Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов ………………………………………………………………………199

Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий. 202

Приложение 1. Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности…………………………………………………………………………………..214

Приложение 2. Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей». 227

Приложение 3. Результаты стандартизации процедуры

обработки проективного рисунка «Школа зверей». 227

Приложение 4. Материалы к программам групповой работы

по проблеме школьной тревожности. 230

1-й класс, занятие 1. 230

1-й класс, занятие 4. 233

1-й класс, занятие 5. 234

1-й класс, занятие 11. 237

1-й класс, занятие 12 (диплом достижений). 238

5-й класс, занятие 1 (план интервью). 238

5-й класс, занятие 5 (правила написания страшилки). 238

5-й класс, занятие 12. 239

8-й класс, занятие 3. 239

8-й класс, занятие 4. 239

8-й класс, занятие 6. 240

8-й класс, занятие 12. 240

Приложение 5. Материалы для проведения адаптационных классных часов. 240

8-й класс, занятие 1. 240

8-й класс, занятие 3. 243

5-й класс, занятие 6. 244

9-й (11-й) класс, занятие 5. 245

10-й класс, занятие 1. 245

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с ко­торыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жиз­недеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологиче­ского благополучия.

Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в прак­тике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считают­ся наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда го­товят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оце­ниваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации . Вместе с тем, не­смотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

Практика нашей работы в роли школьных психологов показы­вает, что с данной проблемой можно и нужно работать. В книге мы хотим поделиться своим практическим опытом, накопленным в этой области.

Первая глава, по сути, раскрывает теоретические вопросы, свя­занные с феноменом школьной тревожности, однако материал структурирован таким образом, чтобы сориентировать читателя в основных направлениях практической работы психолога по ее ди­агностике, коррекции и профилактике. Именно в такой последо­вательности изложен материал методического характера, содержа­щийся в последующих главах.

В третьей главе книги описаны разнообразные методы диагно­стики школьной тревожности, различающиеся по степени трудо­емкости их проведения, обработки и интерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазону при­менения. Мы понимаем, что использование всех приведенных пси­ходиагностических методик вряд ли целесообразно в практике по­вседневной работы школьного психолога, однако надеемся, что читатель сможет найти несколько подходящих для себя методов фронтальной и индивидуальной диагностики.

Четвертая глава посвящена приемам психокоррекционной ра­боты с проблемой выявленной школьной тревожности. Безуслов­но, любая коррекционно-развивающая работа — творческий про­цесс, всецело зависящий от индивидуального стиля психолога и разделяемой им теоретической парадигмы. Мы предлагаем алго­ритмы работы, построенной на принципах гуманистической пси­хологии, хотя, вероятно, данную структуру можно наполнить со­держанием, близким каждому конкретному психологу. Несмотря на это, мы посчитали возможным привести наши коррекционно-развивающие программы полностью, поскольку они доказали свою эффективность. Данные об эффективности программ также пред­ставлены в главе 3.

Наконец, пятая глава содержит разработки мероприятий, на­правленных на профилактику школьной тревожности. Предлагае­мая нами система психопрофилактики носит комплексный харак­тер, задействуя всех субъектов учебного процесса: не только уча­щихся, но и их родителей и педагогов. Соответственно, в данной главе можно найти методические разработки классных часов (для учащихся), тематических родительских собраний и семинаров для учителей.

Необходимо отметить, что далеко не все предлагаемые методи­ки, как диагностические, так и коррекционно-развивающие, яв­ляются авторскими, о чем говорят содержащиеся в тексте ссылки на использованную литературу. Мы оправдываем их включение в текст данной книги тем, что представляем свой взгляд на возмож­ности и ограничения их использования в работе школьного психо­лога, подкрепленный опытом многолетней практики. Кроме того, мы считаем важным познакомить читателя с алгоритмом сочета­ния приведенных методов в единой системе психолого-педагоги­ческого сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Перед тем как перейти к дальнейшему изложению, мы хотим выразить благодарность нашим учителям, которые научили нас теории и практике психологии, нашим коллегам, друзьям и род­ственникам, которые поддерживали нас во время написания этой книги, а также педагогам и ученикам наших школ, без которых дан­ная работа никогда бы не состоялась.

Микляева А. В., Румянцева П. В.

М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор­рекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил. ISBN 5-9268-0300-4

В книге подробно описаны причины и феноменология школьной тре­вожности, методики для диагностики тревожности (как известные, так и авторские), приведены подробные программы работы с учащимися, педа­гогами и родителями в контексте проблемы школьной тревожности. Книга будет полезной для психологов, педагогов, родителей.

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК «МИШЕНЬ» РАБОТЫ ПСИХОЛОГА . . 12

Общепсихологические представления о тревоге и тревожности 12

Тревога и тревожность у детей. 23

Психологическая специфика школьной тревожности. 26

Причины школьной тревожности. 26

Динамика школьной тревожности. 34

Проявление школьной тревожности

в поведении учащихся. 37

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ. . . . 49

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ .. 52

Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся. 54

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся . 58

Проективная методика для диагностики школьной тревожности. 61

Опросник школьной тревожности Филлипса. 64

Шкала тревожности. 69

Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности. 74

Метод незаконченных предложений. 87

Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева. 89

Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса. 92

Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю………………………………………………….93

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ . . . 95

Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности. 96


Статьи по теме