Архитектура Железнодорожных Вокзалов Васильев скачать

      Комментарии к записи Архитектура Железнодорожных Вокзалов Васильев скачать отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Архитектура Железнодорожных Вокзалов Васильев скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Загрузки».

Архитектура Железнодорожных Вокзалов Васильев скачать.rar
Закачек 2444
Средняя скорость 6436 Kb/s

Архитектура Железнодорожных Вокзалов Васильев скачать
  • В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 612-613

  • Скопировать библиографическую ссылку:

    ВОКЗА́Л [от англ. Vauxhall – на­зва­ние пар­ка и уве­се­ли­тель­но­го за­ве­де­ния в при­го­ро­де Лон­до­на, при­над­ле­жав­ше­го в 17 в. Джейн Вокс (Jane Vaux)], ком­плекс зда­ний, со­ору­же­ний и уст­ройств, рас­по­ло­жен­ных на од­ном транс­порт­ном ос­та­но­воч­ном пунк­те и пред­на­зна­чен­ных для об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров. На В. пас­са­жир, как пра­ви­ло, со­вер­ша­ет пе­ре­сад­ку с од­но­го ви­да транс­пор­та на дру­гой, по­это­му в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев В. на­хо­дят­ся на сты­ке транс­порт­ных мар­шру­тов. В за­ви­си­мо­сти от ви­да об­слу­жи­вае­мо­го транс­пор­та они рас­по­ла­га­ют­ся на ав­то­бус­ной или же­лез­но­до­рож­ной стан­ции , в аэ­ро­пор­ту , на при­ста­ни или в пор­ту . Для упо­ря­до­че­ния дви­же­ния пас­са­жи­ров и соз­да­ния наи­бо­лее ра­цио­наль­ных пе­ре­во­зок стро­ят со­вме­щён­ные В. для не­сколь­ких ви­дов транс­пор­та (гл. обр. же­лез­но­до­рож­но-ав­то­бус­ные). В во­кзаль­ный ком­плекс обыч­но вхо­дят: зда­ния (или па­виль­о­ны) для об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров (про­да­жа би­ле­тов, пунк­ты ока­за­ния мед. по­мо­щи, мес­та для от­ды­ха и ожи­да­ния, хра­не­ния ба­га­жа и др.); по­ме­ще­ния для слу­жеб­но­го пер­со­на­ла; пас­са­жир­ские плат­фор­мы (по­са­доч­ные по­сты, де­бар­ка­де­ры, при­ча­лы), лиф­ты, дви­жу­щие­ся тро­туа­ры, эс­ка­ла­то­ры, пе­ше­ход­ные пе­ре­хо­ды (мос­ты и тон­не­ли); ма­лые ар­хит. фор­мы (ки­ос­ки, вет­ро­за­щит­ные стен­ки и т. п.); сред­ст­ва ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции (рас­пи­са­ния, ин­фор­мац. таб­ло и стен­ды, ука­за­те­ли, пик­то­грам­мы рас­по­ло­же­ния объ­ек­тов). На совр. В. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­зир. про­да­жа би­ле­тов; име­ют­ся от­де­ле­ния свя­зи, пунк­ты об­ме­на ва­лю­ты; ус­та­нов­ле­ны сис­те­мы те­ле­на­блю­де­ния, про­ти­во­по­жар­ной за­щи­ты. Для ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции пас­са­жир­ских по­то­ков уст­раи­ва­ют рас­пре­де­ли­тель­ные за­лы-кон­кор­сы (час­то в раз­ных уров­нях).

    О произведении

    Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ

    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.

    1 2. Современные тенденции и проблемы развития и реконструкции в архитектуре и градостроительстве Лазарева Т. В. ИОЗ, Москва, Россия ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДЕБАРКАДЕРА Абстракт В статье рассматриваются железнодорожные вокзальные дебаркадеры с середины XIX века до настоящего времени. Прослеживается формирование архитектурного образа вокзала (взаимосвязь между дебаркадером и пассажирским зданием). Отмечены характерные черты дебаркадера с середины XIX начало XX века. Перечислены типы железнодорожных вокзалов относительно перронных путей. Проанализированы дебаркадеры в современных транспортных комплексах. Ключевые слова: железнодорожный вокзал, дебаркадер, платформа, транспорт, пассажир. Введение. Строительство первых железнодорожных вокзалов сводилось к возведению двух сооружений: крытого дебаркадера для приема поездов и пассажирского здания. Дебаркадер (фр. débarcadère, от débarquer выгружать, высаживать) пассажирская платформа, перекрытая навесом. Первоначально, при конструировании дебаркадера, не ставилась задача сотворить произведение архитектурного искусства. Он предназначался для удобного и безопасного прохода пассажиров к вагонам поезда, ожидания, посадки (высадки); а также для защиты от дождя, ветра, холода, солнца. Впоследствии, металлические конструкции дебаркадера стали главным признаком вокзала, отличавшие его от других общественных зданий. Гигантский навес стал выполнять функцию «ворот» города. Исторический обзор вокзальных дебаркадеров с середины XIX начало XX века. Проектирование железнодорожных вокзалов в середине XIX века разделялось на архитектурную и инженерную части. Архитектор работал над пассажирским зданием, конструктор над дебаркадером. Пассажирские здания строились из камня в стиле прошлых эпох (готика, ренессанс, барокко, классицизм, модерн и т. д.), покрытия дебаркадеров выполнялись из стекла и металла. Вокзал распадался на две части, не составляя архитектурного целого. Один из примеров вокзал Сент-Панкрас в Лондоне (У. Барлоу, Д. Скотт, 1868 г.). Дебаркадер, имевший в то время самое большое в мире безопорное арочное покрытие (пролет семьдесят три метра), окружен фасадами пассажирского здания и гостиницы в стиле поздней готики [2, с.23]. Образ средневекового замка скрывает транспортный характер строения (Рис. 1) [9]. Стремление композиционно объединить все сооружения вокзального комплекса приводит к тому, что дебаркадер обозначается на главном фасаде пассажирского здания вокзала Кингс-Кросс в Лондоне (Л. Кьюбитт, 1852 г.) в виде двух 120

    2 Новые идеи нового века Том 2 New Ideas of New Century Vol. 2 арочных проемов (соответствуют двум зонам: отправления и прибытия). Благодаря им присутствует ощущение огромного пространства, расположенного внутри постройки [4, с.7]. Полностью металлическая структура дебаркадера (треугольной формы) воспроизведена на главном фасаде пассажирского здания Западного вокзала в Будапеште (Г. Эйфель, 1876 г.). Громадный стеклянный витраж композиционно связал боковые части каменного здания. Этот прием образец сочетания разных по функции и исполнению сооружений [1, с.70]. Витебский вокзал в Санкт-Петербурге (С. А. Бржозовский, С. И. Минаш, В. С. Герсон, 1904 г.) построен в стиле «модерн». Металлические конструкции арочного покрытия дебаркадера применены и в интерьере пассажирского здания. Изделия художественной ковки (перила лестниц и балконов, козырьки, фонари и т. д.), металлодекор на стенах, металлический купол и т. д. все это стилистически объединило внешний вид и внутреннее пространство вокзала. В зависимости от расположения пассажирского здания относительно перронных путей, железнодорожные вокзалы могут быть: тупиковыми, проходными (транзитными), комбинированными (смешанными). Тупиковый вокзал пассажирское здание находится поперек тупиковых перронных путей. Примыкающая к нему распределительная (поперечная) платформа обеспечивает непосредственную связь с остальными платформами дебаркадера. Пассажирское здание имеет в плане формы: вытянутого прямоугольника, буквы «Т», буквы «Г», буквы «П» (охватывает дебаркадер с трех сторон). В поперечном корпусе размещены главные входы из города, основные пассажирские помещения (операционный зал, кассы, комнаты ожидания и т. д.), в продольных корпусах служебные, почтовые, багажные отделения. Все выше описанные вокзалы тупикового типа [2, с.11]. Проходной (транзитный) вокзал имеет сквозные перронные пути. Различают следующие приемы расположения проходных вокзалов: боковой, островной, надпутный, подпутный [3, с.148]. Боковой (береговой) пассажирское здание и прилегающая к нему боковая платформа находятся сбоку, параллельно путям. Дебаркадер связан с пассажирским зданием тоннелем или мостом переходом. По такой схеме построен вокзал в Ницце (Л. Бушо, 1867 г.). Ажурный металлический двухпролетный дебаркадер примыкает к перронному фасаду пассажирского здания. Островной пассажирское здание размещено между перронными путями на островной платформе. Вокзал в Галле (Ф. Пелтц, 1890 г.) имеет тринадцать путей. Пассажирское здание находится между дебаркадерами, с платформами его связывают подземные переходы. Для исключения пересечения транспортных и пешеходных потоков на территории крупных городов железнодорожные пути располагают выше или ниже улиц и дорог, соответственно пассажирское здание вокзала: над путями или под ними. Надпутный пассажирское здание лежит выше и поперек путей, что позволяет значительно приблизить помещения вокзала к поездам. В таком случае выходы на платформы идут из распределительного зала (конкорса). В вокзале Копенгагена (арх. С. Карлсен) пассажирское здание и привокзальная площадь находятся над путями в конце дебаркадера. 121

    3 2. Современные тенденции и проблемы развития и реконструкции в архитектуре и градостроительстве Рис. 1 Железнодорожные вокзалы с середины XIX начало XX века (в хронологическом порядке): общий вид (сверху), дебаркадер (снизу) 122

    4 Новые идеи нового века Том 2 New Ideas of New Century Vol. 2 Подпутный пассажирские и служебные помещения занимают свободное пространство под дебаркадером, который размещен на эстакаде. Композиционное единство, к которому стремится архитектура вокзала между дебаркадером и пассажирским зданием, легко достигается в вокзалах такого типа. Тому пример компактный вокзал Фридрихштрассе в Берлине (Й. Волмер, 1882 г.). Комбинированный (смешанный) вокзал сочетает в себе характерные элементы двух или трех указанных выше типов. Например, тупиково-проходной вокзал в Дрездене (А. Россбах, 1898 г.) имеет трехпролетный дебаркадер с тупиковыми перронными путями по центру и сквозными по бокам пассажирского здания [3, с.201]. Рассматривая дебаркадеры с середины XIX начало XX века, можно отметить следующие характерные черты: стремление объединить архитектурный стиль пассажирского здания с техническим решением дебаркадера; дебаркадер сообщается с пассажирским зданием через поперечную платформу, тоннель, мост переход; дебаркадер сооружался однопролетным и многопролетным; формы навеса: треугольная, арочная, эллиптическая и т. д.; Для быстрой пересадки с одного транспорта на другой в некоторых вокзалах организовывался въезд экипажей (затем автомобилей) непосредственно под покрытие дебаркадера. В начале XX века все чаще огромные покрытия дебаркадера заменяют небольшими навесами, недорогими в строительстве и экономичными в эксплуатации. Дебаркадеры в современной железнодорожной архитектуре. Начало ХХI столетия ознаменовался масштабным строительством транспортных сооружений. Современные возможности трехмерного моделирования, высокие технологии позволяют материализовать необычные архитектурные формы и сложные инженерные решения. Примером может служить вокзал Льеж-Гийемен в Льеже, Бельгия (С. Калатрава, 2009 г.). Над перроном возвышается криволинейная конструкция из тридцати девяти стальных арок, сооруженных не как в дебаркадерах XIX века поперек путей, а вдоль по движению поездов (Рис. 2) [5]. Рис. 2 Вокзал Льеж-Гийемен в Льеже, Бельгия: общий вид (слева), дебаркадер (справа) Структурное покрытие эффективно распределяет дневной свет, что позволяет экономить энергопотребление терминала. Платформы, частично состоящие из 123

    5 2. Современные тенденции и проблемы развития и реконструкции в архитектуре и градостроительстве стеклоблоков, пропускают естественный свет в подземный уровень, где находятся переходы и автостоянка. Особенностью вокзала является отсутствие у него традиционных стен: их заменяют пространственные конструкции. В сегодняшних транспортных комплексах стирается граница между дебаркадером и пассажирским зданием, превращаясь в единое архитектурное пространство. В железнодорожном вокзале Саузерн-Кросс в Мельбурне (Н. Гримшоу, 2009 г.) пассажирские залы и перрон находятся под волнообразной кровлей, которая к тому же имеет функцию вентиляции (Рис. 3) [8]. Рис. 3 Вокзал Саузерн-Кросс в Мельбурне, Австралия: общий вид (слева), дебаркадер (справа) В крупных городах вокзалы трансформируются в пересадочные узлы, где пересекаются несколько видов транспорта. Центральный вокзал Берлина (М. фон Геркан, 2006г.) самый крупный и современный железнодорожный комплекс в Европе. Сооружение крестообразной формы состоит из нескольких транспортных уровней, на которые прибывают поезда дальнего следования, городские электрички, метро. В подземном этаже расположена автостоянка (Рис. 4) [7]. Протяженный дебаркадер имеет сводчатое покрытие, состоящее из девяти тысяч окон с встроенными солнечными батареями. Рис. 4 Центральный вокзал Берлина, Германия: общий вид (слева), дебаркадер (справа) С конца XX века железнодорожный транспорт активно используется для доставки пассажиров из центра города в аэропорт. Оригинальна архитектура железнодорожного терминала экспресс линии метро в пекинском аэропорту Шоуду (Н. Фостер, 2008 г.). Из гигантского, круглой формы газона, расположенного на покрытии двухуровневой автостоянки, «вырастает» прозрачная каплевидная конструкция дебаркадера (Рис. 5) [6]. 124


    Статьи по теме